Кинофильм 1954 года, режиссера Федерико Феллини «Дорога». Юную Джельсомину, роль которой исполняет жена режиссера, Джульетта Мазина, продают странствующему артисту-силачу Дзампано, который подвергает ее различным формам насилия. Со временем становится ясно, что в отличие от поработителя, девушка оказывается прирожденной артисткой. Гениальная актерская игра киногероини маскирует боль, которую преподносит девушке судьба.
По традиции, огромное значение Федерико Феллини отдает воде, в которой олицетворяется жизнь и смерть, трудности и удача. Кинокартина «Дорога» начинается на пляже. Молодая девушка Джельсомина идет по берегу в совершенном одиночестве, когда ей навстречу бегут младшие сестры, зовут домой.
Домой Джельсомину зовет мать. Сильно обедневшая женщина, собирается продать свою дочь, странствующему актеру Дзампано. Мужчина выглядит бедным, как и семья Джельсомины. Куртка и шляпа у него грубые, лицо морщинистое от хмурого взгляда и постоянного прищуривания.
Недавно бедная женщину уже продавала этому мужчине старшую дочь Розу, но та умерла. Мать обращается к Джельсомине: «Ты хочешь пойти с Дзампано и занять место Розы? Дзампано научит тебя актерскому ремеслу, заработать много денег. Вы будете путешествовать по миру, жить счастливо».
Но на самом деле оказывается, Дзампано не показывает Джельсомине мир, а возит по окраинам Италии. Не учит ремеслу, а бьет, унижает. Не платит, а позволяет есть общую еду.
Джельсомина похожа на циркового медведя, хотя цепь на лодыжке девушки невидима. Киногероиня заботится о Дзампано, ведь у нее нет выхода. Девушка верна, ведь имеет такой характер. Дорога жизни киногероини не линейная, она круглая, Джельсомина идет вперед, но возвращается туда, откуда пришли.
Джельсомина лишь занимает место старшей сестры Розы в дороге и жизни Дзампано, который ведет себя одинаково в каждом городе. Он изменяет киногероине и пьет слишком много вина. Цепи — часть выступления силача, Дзампано рвет их на своей груди. Мужчина зациклен на физической силе, не задает вопросов, а действует.
Дорога, по которой идут киногерои, не достигает центра, а идет в обход, удерживая их на самом краю. Цирковые актеры чужаки, которым негде искупаться, постирать одежду. Пыль и грязь дороги накапливаются, они как будто несут ее с собой.
Когда Дзампано записывается в бродячий цирк, киногерои знакомятся с ИльМатто – беззаботным цирковым шутом. Тот издевается над Дзампано, который в ярости нападает на него и попадает в тюрьму. ИльМатто влюбляется в Джельсомину, но он видит, что девушка предана Дзампано, и уходит, чтобы они могли быть вместе. Но ревность главного героя, оказывается безграничной, он убивает шута и навсегда теряет Джельсомину.
Дорога — эпилог
Как и многие кинокартины режиссера, фильм «Дорога» заканчивается у воды. Джельсомина больше не работает с Дзампано, он потерял ее, как и Розу. Рядом нет других людей, он наедине с шумом волн. Он разрушил свою жизнь и теперь цепляется лишь за песок.
Как всегда игра Мазины восхищает. Трогательная героиня не теряет веры в доброту и верность несмотря на жестокий мир и одиночество среди людей. Фильм заставляет очень сильно задуматься…
Фильм «Дорога» Федерико Феллини, снятый в 1954 году, появился на экранах Союза
в 1967 под названием
«Они бродили по дорогам».
Это был один из первых фильмов гениальной Джульетты Мазины, в то время как её партнёр, Энтони Куинн, был уже известным артистом. В паре они создали незабываемые образы, запомнившиеся своим драматизмом и внутренней наполненностью. Фильм был отмечен Оскаром, Золотым львом Венецианского кинофестиваля, и другими наградами. Несомненно, этот фильм Федерико Феллини в копилке Золотого Фонда международного кинематографа.
Смотрите настоящее кино!
Спасибо, дорогой Кинематограф, за прекрасные фильмы-подарки.
??