Действие картины разворачивается в Италии в 70-х годах 20 века. Главным героем фильма является пожилой профессор, коллекционирующий живопись. Мужчина ведет замкнутый образ жизни и страдает от одиночества. Вместе с коллекционером живет служанка Эрминия. Однажды к профессору приходит маркиза Бьянка Брумонти, которая хочет снять квартиру в его доме.

Он категорически отказывается, но женщина проявляет настойчивость и становится арендатором помещения вместе со своим молодым любовником Конрадом. В качестве платы за жилье постояльцы вносят картину, которую хотел купить профессор. В квартире также селится дочь Брумонти Лиетта и ее молодой человек Стефано. Срок договора аренды составляет 1 год.
Новые соседи не нравятся профессору. Он попадает в атмосферу скандалов, досадных недоразумений и прочих неприятных событий. Соседи начинают ремонт и ломают перегородки в комнатах. Коллекционер считает своих арендаторов «стаей ворон», а себя «орлом», который парит в одиночестве.

Несмотря на неоднозначное поведение жильцов профессор постепенно привязывается к ним. В каком-то смысле они становятся его семьей. Во время совместного ужина коллекционер признается в том, что жильцы вырвали его из порочного круга одиночества. Арендаторы дарят коллекционеру живописи скворца, который прыгает по клетке и весело чирикает. Профессор рассказывает о своих родственниках и прошлой жизни.
Особенно теплые отношения складываются у профессора с Конрадом. Они обсуждают портрет Артура Дэвиса, написанный в 18 веке. Брумонти и Конрад постоянно ссорятся. Бьянка сетует на то, что молодой любовник стоит ей очень дорого. На Конрада нападают неизвестные. Они избивают мужчину и убегают. У альфонса случается нервный срыв. Профессор пытается успокоить Конрада и собирается обратиться в полицию. Тот категорически отказывается от помощи правоохранительных органов.

Конрада задерживает полиция. Профессора вызывают на допрос, но он ничего не говорит следователям. Конрад произносит обличающую речь и бросает Бьянку. В конечном итоге альфонс заканчивает жизнь самоубийством. Профессор получает предсмертное письмо, в котором Конрад называет себя «сыном» коллекционера. У пожилого мужчины случается инфаркт, но он остается в живых. В конце фильма Бьянка и Лиетта прощаются с профессором. Он опять остается в одиночестве.
Трагедия одиночества
Фильм «Семейный портрет в интерьере» Лукино Висконти посвящен проблеме одиночества. Профессора больше интересуют не люди, а их творения. Он живет в замкнутом творческом мире, в который нет доступа посторонним. Высокий интеллект профессора является барьером для общения с обычными людьми. Пожилой мужчина становится заложником прошлых разочарований, которые мешают обрести простое человеческое счастье. Он уходит из общества и остается наедине с самим собой.
В конечном итоге герой фильма «Семейный портрет в интерьере» становится героем живописного полотна. Жизнь рисует противоречивый коллаж, на котором изображен профессор и его беспокойные жильцы. Картина оказывается иллюзией. Суррогат семьи растворяется, и коллекционер снова погружается в одиночество.
0 Комментариев