Site icon Кинематограф

Пустыня Тартари 1976 г. (Италия, Франция, ФРГ)

«Пустыня Тартари» — итальянский кинофильм, режиссера Валерио Зурлини. Главные роли исполнили Жак Перрен, Витторио Гассман, Франсиско Рабаль, Филипп Нуаре, Фернандо Рей и Жан-Луи Трентиньян. Молодому лейтенанту Дрого, поручено защищать изолированную крепость в гористой пустынной местности. Задача его гарнизона — отражать любые нападения татар. Однако на самом деле, их настоящим врагом является время, истощающее их жизненные силы, пока они ждут врага, который вероятно никогда не появится. Ведь, за время существования форта никто и никогда не переживал здесь набегов дикарей-кочевников.

Адаптированный из знаменитого романа Дино Буззати «Татарская степь», сюжет фильма «Пустыня Тартари» следует за первым назначением наивного и юного, ищущего славы, лейтенанта Джованни Дрого в изолированную крепость Бастиани, на краю Империи, где проходит граница с Татарской пустыней. Ради долга, в родных краях, главный герой оставил не только привычную жизнь, но и любимую девушку.

Задача гарнизона — предотвратить возможное вторжение грозных татар, пришедших из-за пустыни. Некоторые товарищи-офицеры с нетерпением ждут нападения; некоторые больше не хотят в это верить; другие пользуются смутной угрозой для продвижения по карьерной лестнице. Всех их объединяет одно, они жертвуют всем — здоровьем, молодостью, друзьями, семьей — ради далекого военного идеала: возглавить оборону от натиска врага. Но все они не замечают одного, в огромной пустоте, окружающей крепость, никто никогда не видел татар…

Они ждут — когда придет враг, кем бы он ни был. В ожидании врага, которого они никогда не видели, их сознание переполнено страхом. Их страх настолько силен, что малейшее пренебрежение военными процедурами приводит к смерти. Полковник, меланхоличный, замкнутый человек, излучает силу издалека. Доктор лечит офицеров от загадочной болезни, возможно, вызванной этим ожиданием. Со временем, разочаровавшийся Дрого ищет любой предлог, чтобы покинуть эту цитадель ожидания.

И зрители ждут вместе с ними, наблюдая бесконечное повторение жизни. Видят, как персонажи развиваются, стареют и отдаляются от мира. Происходят разные происшествия, вдали виднеется белая татарская лошадь. Офицер обнаруживает огни, видимые только в очень мощный бинокль — проходят месяцы, но лошадь не приближается. Тогда, мощный бинокль конфискуют, опасаясь необоснованных слухов. Наконец, вражеская армия подступает к стенам Бастиани — но к этому времени, сильно постаревший Дрого смертельно болен и вынужден вместо участия в долгожданном сражении покинуть место службы.

Режиссеру удалось создать призрачную жемчужину кинематографии. «Пустыня Тартари»— это размышление о подавленных эмоциях, тщетности войны, физиологических последствиях постоянного страха и напряжения… Однако, публика страдает в этом медленном, трудоемком, бесконечно повторяющемся путешествии, преднамеренно. Все это возможно благодаря безупречной актерской игре, потрясающим декорациям, грамотной режиссуре.

Exit mobile version