Site icon Кинематограф

Фанни и Александр 1982 г. (Швеция, Франция, ФРГ)

Фанни и Александр 1982 г. (Fanny och Alexander)

Мальчик, сидящий с фильмоскопом и стоящая девочка увлечённо смотрят на экран.

Кинофильм шведского режиссера Ингмара Бергмана, 1982 года «Фанни и Александр». Экдалы — театральная семья из высшего общества, защищенная собственным театром от углубляющегося хаоса внешнего мира. Один бурный год в жизни семьи Экдал рассматривается глазами десятилетнего Александра, чье воображение подпитывают волшебные события, приведшие к смерти его любимого отца и последовавшие за ней мрачные события. Повторный брак его матери лишает Александра и его сестру Фанни всех радостей жизни и погружает их в нечто, вроде готического ужаса.

Действия фильма «Фанни и Александр» происходят в Швеции, в начале двадцатого века. Брат и сестра Александр и Фанни Экдал – дети подросткового возраста, ведут относительно радостную и яркую жизнь в своей богатой и любящей семье, возглавляемой их бабушкой Хеленой Экдал. Родители и бабушка детей, являются актерами и управляют собственным театром. Александр унаследовал семейную любовь к рассказыванию историй, а еще всему происходящему вокруг, он добавляет сказочности.

В их семье, царить любовь, взаимопонимание и свобода. Открытость семейной культуры иллюстрируется тем, что ныне покойный муж Хелены был лучшим другом одного из ее любовников, еврейского кукольника по имени Исак Якоби. А их дядя Густав Адольф, открыто поддерживает связь с одной из семейных горничных, Май, которую все обожают, даже жена Густава Адольфа, Альма.

Для Александра и Фанни, а также их матери все меняется, когда их отец Оскар умирает вскоре после Рождества 1907 года. Хотя Эмили Экдал, искренне верит, что любит своего покойного мужа, вскоре после его смерти, она решает выйти замуж, чтобы получить надежную опору для себя и своих детей. Ее новым избранником становится епископ Эдвард Вергерус, которого она впервые встретила на похоронах мужа.

Вступая в брак, Эмили догадывалась, что ее жизнь будет совсем другой, чем с Экдалами, но она оказалась совершенно неподготовленной к суровой и строгой жизни в доме епископа, где Эдвард правит словно железный кулак. Эмили, Александр и Фанни оказываются заключенными в суровом и лишенном чувства юмора доме епископа.

Пока Александр противодействует своему отчиму и пытается научиться придерживаться своих принципов и одновременно повиноваться Эдварду. Его мать, Эмили пытается найти способ вернуть себе и своим детям их старую жизнь. Чрезмерно консервативный Эдвард не соглашается на развод. А ее «дезертирство», может лишить ее детей, ведь согласно закону, в таком случае Александр и Фанни станут подопечными, строгого епископа.

Фанни и Александр — погружение в тайны души

Ингмар Бергман задумал «Фанни и Александр», как лебединую песню своей режиссерской деятельности, и как результат, это его самая душевная работа. Которая была удостоена четырех премий «Оскар». Согласно мнению кинокритиков, фильм сочетает в себе фирменную меланхолию и эмоциональную напряженность режиссера, с огромной жизнерадостностью и чувственностью. Сам Ингмар Бергман охарактеризовал этот фильм, так: «Это сумма всей моей режиссерской деятельности».

Exit mobile version