1. Главная
  2. /
  3. Комедия
  4. /
  5. Развод по-итальянски 1961 г. (Италия)...

Фильм «Развод по-итальянски», представленный на Каннском кинофестивале в 1962 году, несомненно, можно назвать вершиной итальянского кино 1960-х годов, одним из краеугольных камней в карьере величайшего режиссера Пьетро Джерми. Сицилийский барон Фердинандо Чефалу женат на Розалии, но его безумно привлекает шестнадцатилетняя кузина его супруги, прекрасная Анджела, и он хотел бы стать ее мужем. В какой-то момент он решает подтолкнуть свою жену в объятия ее бывшего любовника Кармело Патане, чтобы затем поймать их и убить женщину, сославшись на «убийство чести». Однако его план идет, совершенно не по плану…

Главным героем этой истории является персонаж Фердинандо Чефалу, известный как Фефе: причудливый сицилийский барон, мастерски сыгранный легендарным Марчелло Мастроянни, для которого эта роль стала окончательным международным посвящением (ровно через год после его триумфа в фильме «Сладкая жизнь»), помогла ему получить «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль.

По итальянским законам 1950-х годов получить законный развод было практически невозможно. Именно по этой причине, главный герой разрабатывает, на его взгляд, хитроумную комбинацию. В основе сюжета фильма «Развод по-итальянски» лежит печально известная статья 587 Уголовного кодекса, касающаяся «убийства чести»: позорный и нецивилизованный закон (отмененный только лишь в 1981), согласно которому человек, осужденный за убийство в состоянии аффекта, мог получить значительное снижение наказания, если преступление было направлено на защиту его «чести» (иными словами, в случае неверности со стороны его супруги).

Именно на данной идее Джерми строит всю повествовательную конструкцию кинофильма, где барон Фефе предпринимает исключительную попытку заставить свою жену Розалию, роль которой исполнила Даниэла Рокка, завести внебрачную связь с несуразным Кармело Патане (Леопольдо Триест). Чтобы потом избавиться от нее и получить возможность жениться на ее молодой и очень привлекательной кузине Анджеле (Стефания Сандрелли). Однако в какой-то момент план Фердинандо Чефалу дает осечку и вот теперь, главный герой обвиняется в криминальном преступлении.

Таким образом, столь причудливый и не менее ужасный преступный план становится движущей силой, острой и едкой комедии «Развод по-итальянски», пронизанной сардоническим юмором (некоторые эпизоды запоминаются надолго), за которым на самом деле скрывается беспощадное обличение лицемерного и мелкого склада ума главного героя.

Фильм, написанный самим Пьетро Джерми вместе с Эннио ДеКончини, Альфредо Джаннетти, полностью переворачивает каноны комедии, которая представлена отклоненной в гротескном ключе и пропущенной через едкий черный юмор и представляет собой первую главу идеальной трилогии в постановке режиссера. В последующие годы история была продолжена в кинофильмах «Соблазнительная и покинутая» (1964) и «Дамы и господа» (1965).