1. Главная
  2. /
  3. Драма
  4. /
  5. Пятая печать 1976 г. (Венгрия)...

«Пятая печать» — кинофильм режиссера Золтана Фабри, экранизация одноименной повести Ференца Шанты. В названии фильма использован образ из Откровения Иоанна Богослова. Однажды в Будапеште, в конце ІІ мировой войны, группа знакомых мужчин разговаривает в баре. Один из собеседников предлагает моральную дилемму: если бы у них был выбор, кем бы они предпочли стать — жестоким королем, совершающим всевозможные злодеяния, или рабом, который терпит издевательства.

Действия кинокартины «Пятая печать» происходят осенью 1944 года. Будапешт на грани осады, воздушная тревога и налеты — обычное дело, ночью отключается электричество, столица охвачена паникой. В одном из небольших пабов, несмотря на трудные времена, по вечерам собирается застольная компания людей. Причудливый, эксцентричный и циничный часовщик Дюрица; культурный сноб, книжный агент Кирали; респектабельный, глубоко религиозный плотник Ковач, каждый вечер посещают паб коллеги Белы. Мужчины собираются, чтобы пообщаться на интересующие темы и обсудить, что же их ждет дальше.

Однажды к их компании присоединяется фотограф Кесеи, вернувшийся домой с фронта искалеченным. За исключением фотографа, все участники беседы жестко высказываются о правительстве, которое гонит людей на мясорубку, о мире, находящемся под контролем каких-то безумцев, делающих мыло из людей, а невинные простые люди лишь пытаются выжить в этом аду.

Чтобы не заострять внимание на теме войны, именно в этот момент, Дюрица, в своей обычной насмешливой манере ставит моральный вопрос: если бы они могли возродиться после смерти, чья судьба была бы решена ими самими – жестокого рабовладельца, который не испытывает ни малейших угрызений совести, когда оскорбляет угнетенных, и даже чувствует, что ведет себя согласно нравам своего времени или раба, невинной жертвой, терпящей свои страдания, чувствующей нравственное превосходство над своим злым господином.

После долгих рассуждений и дискуссий, каждый собеседник озвучивает свой выбор. В итоге один только Кесеи выбирает участь раба. Остальные, после долгих размышлений выбирают роль тирана, поскольку не хотят терпеть мучения.

Возвратившись домой, все участники дискуссии озабочены моральным вопросом Дюрица и даже спрашивают своих родных, что бы они выбрали в подобном случае.

Однако вскоре, все киногерои фильма «Пятая печать» сами оказываются на распутье, в пыточных комнатах Креста Стрелы. Причиной этого, становится донос того самого фотографа, который в вечер их знакомства выбрал образ «чистодушного раба»…

Их пытают, но предоставляют возможность вырваться на свободу, если они унизят свою человечность и продолжат пытки полуживого замученного коммуниста. Однако, книжник Кирали, владелец паба Бела и столяр Ковач не способны к унижению себе подобных. У одного, лишь часовщика Дюрицы находится причина выбрать роль рабовладельца, он прячет в своей квартире еврейских детей и переживает за судьбу подопечных.